В этой статье я расскажу о важных этапах в моей работе по профориентации взрослых и подростков. Думаю, что многим интересно узнать, как проходит работа со специалистом по профориентации. Вы сможете понять, почему разные люди получают разный результат от совместной работы с профориентологом. Хочу поделиться этим, чтобы у вас было понимание для чего и зачем я работаю в профориентации взрослых и подростков. А самое главное, чтобы вы могли получить результат, если вы решите поработать с профориентологом, со мной или другим специалистом.
Я выделяю несколько этапов в профориентационной работе с Клиентами.
Диагностика
Нужна для того, чтобы детально изучить личность, характер, потребности, ценности, способности и таланты. При чем это нужно не только специалисту по профориентации, но и самому профориентируемому. Понять себя, что хочешь, чем руководствуешься при принятии важных решений в жизни, что для тебя важно и как это встроить в свою деятельность.
Диагностика проводится в виде опросов, бесед, тестов, психологических, коучинговых и маркетинговых техник, проективных методик.
На диагностику обычно я отвожу 1 консультацию на 1,5−2 часа. При этом до консультации провожу небольшое интервью на 15−20 минут и выдаю домашнее задание (написать ответы на мои вопросы). После диагностики тоже могу дать домашнее задание, если необходимо еще раскрыть некоторые вопросы.
Я не провожу длинные консультации по 3+ часа, так как считаю, что человек за это время устает психологически. Лучше сделать все неспеша и в легкой форме. При необходимости, могу назначить дополнительную встречу.
Результат диагностики: мои рекомендации по подходящим профессиям (список 10−20 профессий), рекомендации по развитию профессиональных и личностных навыков для самореализации, рекомендации по дальнейшей работе в сторону принятия выбора.
В качестве экспресс-диагностики я предлагаю платный тест, в результате которого вы получите личностную характеристику и 10−15 рекомендуемых профессий, аудиорасшифровку теста от меня. К сожалению, тест не заменит полноценной работы с профориентологом, но даст вам базу для размышления о будущей профессии.
Изучение рынка труда и профессий
На этом этапе я помогаю Клиенту изучить подходящие ему профессии с учетом региона проживания и деятельности Клиента, с учетом его возможностей и пожеланий. Здесь мы исследуем мир вокруг себя. Это изучение сайтов с вакансиями, ситуации на рынке, профессиональные требования к профессиям.
Моя задача на этом этапе: научить Вас изучать рынок и профессии самостоятельно. Я показываю, как это делать, а далее после консультации вы самостоятельно заканчиваете эту работу.
Еще на этом этапе я уже начинаю применять маркетинговые и бизнес инструменты, так как они дают более быстрый и конкретный результат для сбора информации, для принятия решения.
Здесь все зависит от Вас. Мы можем обойтись одной консультацией + домашним заданием и поддержкой в мессенджере. А можем уделить этому от 2 до 3 консультаций.
Выбор профессии
Самая важная часть в профориентации. Это принятие решения на основании всего того, что вы знаете, изучили и умеете делать. Мы собираем воедино результаты диагностики и результаты изучения рынка профессий. Здесь я использую различные методики для принятия решений.
Моя задача: показать, как происходит процесс принятия решения.
Да, не всегда сразу человек может сделать этот выбор. Он получает информацию, тренируется во время консультации, уходит думать и только спустя время принимает свое важное решение. Это нормально.
Потому у меня есть разные форматы для консультирования:
- профориентационная диагностика личности;
- профориентационная консультация по одиночному «узкому» запросу;
- комплексная профориентационная программа по всем вышеперечисленным пунктам (диагностика, изучение рынка и профессий, выбор);
- занятия для групп, целью которых является активизация процесса профессионального самоопределения, диагностике и выборе сфер деятельности, тренировка метанавыков, навыков планирования и принятия решений).
Я вижу свою работу в профориентации:
- как тренера, который обучает навыкам выбирать, разбираться в профессиях, планировать свое обучение, профессиональное и личностное развитие, принимать решения, развитие метапрофессиональных качеств личности (личностные и межличностные особенности);
- как психолога, который поймет, поддержит и поможет в текущей ситуации, научит самостоятельно преодолевать психологические трудности профессионального выбора, роста и развития в профессии;
- как консультанта, который ориентируется в современных профессиях, отслеживает ситуацию на рынке труда, рекомендует конкретные вещи.
В своей работе я опираюсь на философскую концепцию свободного выбора как условия для развития. Концепция предусматривает опору на внутренний потенциал человека и его право самостоятельно совершать выбор и нести за это ответственность.
Я опираюсь на методики и труды работы ученых, психологов Е.А. Климова, Н.С.Пряжникова, С.Н.Чистяковой, Г. В. Резапкиной, А. Маслоу, Дж. Голланда, Э. Шейна, и многих др. Использую метафорические ассоциативные карты, коучинговые техники, техники мозгоштурмов, маркетинговые инструменты SWOT-анализ, бизнес-модель Остервальдера, матрица Ансоффа
Обращаясь к профориентологу, нужно помнить, что результат будет только в случае вашей совместной работы со специалистом. А в случае с подростками, результат это совместная работа профориентолога, подростка и его родителей. Ни один карьерный консультант (профориентолог, психолог) не даст вам готового ответа и решения, как вам быть. Вы самостоятельно принимаете решение и делаете свой выбор в жизни.
Задать вопрос или записаться на мою консультацию можно в моем Телеграм @myprofgid.